Обучение

"Мир, в котором мы живем, - это наша фантазия: наше восприятие его исходит только из нашего сознания и импульсов, которые мы сами посылаем в свой мозг. То, как вы ощущаете мир, может быть фантастическим, поэтому мы в действительности не можем быть абсолютно уверены, реальность это или нет, и это становится субъективным фактом".

Mike Oldfield, композитор


В данном тексте постараюсь привести некоторые нетривиальные соображения о комплексном вопросе человеческого обучения.

Обучиться - значит из множества возможных направлений действия выбрать то, освобождение энергии в котором, в данном ситуативном контексте, наилучшим образом позволит сохранить пространственную системную целостность.

Процесс обучения следут описывать в такой последовательности:
1. Формируется абстрактная гипотеза-1 (образ, прототип знания) для описания (компенсации) возникшего явления в определённом направлении субъективного пространства.
2. Гипотеза-1 проецируется на рецепторный паттерн явления и в случае сохранения пространственной целостности (подавления рецепторной активности) - закрепляется.
3. Вследствие избытка энергии в организме формируется абстрактная гипотеза-2 (воли).
4. Энергия сознания освобождается в направлении гипотезы-2.
5. Если гипотеза-2 через рецепторы вызывает действие, которое компенсируется гипотезой-1, то гипотеза-2 закрепляется.

Иными словами, сначала человек обучается узнавать некое явление. Для этого создаёт гипотезы, которые подвергаются естественному отбору. "Выжившая" гипотеза становится знанием. Далее человек учится воспроизводить ранее заученное явление. Для этого формируется другая гипотеза (воли), которая руководит мышцами. В случае если человек узнаёт с помощью закреплённого знания свои собственные действия, то умение (гипотеза воли) закрепляется.

Простой пример. Чтобы научиться писать буквы, сначала их надо научиться узнавать (на множественной тренировке восприятия), а потом (на основе этого натренированного восприятия) тренировать свою волю. Если многократно написанная буква узнаётся как правильная, то гипотеза воли (умение) закрепляется (вследствие многократного правильного повтора). Другой пример. Узнавание музыки на слух (выучивание музыки) вследствие многократного повтора, позволяет подобрать выученную мелодию на музыкальном инструменте и запомнить её также вследствие многократного повтора. То же происходит при обучении детей говорить. Сначала ребёнок научается узнавать слова, а потом подбирает на свой слух заученные слова, вопроизводя их через собственный вербальный аппарат.

Таким образом нет никакой разницы между гипотезами, которые создаются для обслуживания нужд воли и восприятия. Разница только в использовании их - знания восприятия используются для узнавания (проекции на рецепторы), а знания воли используются для воспроизведения (проекция на мышцы).

Гипотезогенез

Так же как эта глава начинается с одного слова, обобщающим смысл дальнейшего повествования, так же и любое знание начинается с одной, самой абстрактной, гипотезы. Любое развитие знаний начинается с одной, самой абстрактной гипотезы, которая есть в человеке с рождения. Возможно это гипотеза "бытие" или "сознание" или "активность". Я имею в виду не вербальное содержание этой гипотезы, а самое глубинное, первобытное, базовое содержание сознания.

Эта базовая гипотеза дифференцируется по мере повторяющегося знакомства с миром, в котором вынужден жить конкретный человеческий интеллект.

Разница между наблюдаемыми явлениями находит способ своего описания в дифференциации этой базовой абстрактной гипотезы. Предпосылкой дифференциации (появления класса явлений) является внутренняя неустойчивость абстракции при влиянии внешнего раздражителя. Разделяясь на две гипотезы возникают две абстракции, каждая из которых становится "ответственной" за свой класс явлений. Дальнейшая детализация знаний подчинена такому же принципу - при невозможности обеспечить устойчивость системы гипотезы она разделяется на две.

При выявлении двух одинаковых гипотез предположительно одна блокируется и развитие получает только одна из них. Если одну из одинаковых гипотез не заблокировать человек проявляет неусточивость и противоречивость в суждениях, т.е. своих описаниях реальности.

Ассоциации

Детализация знаний вследствие гипотезогенеза создаёт инструментарий для описания наблюдаемых явлений. И для воспроизведения элементарных действий. Но сила человека заключена в последовательностях.

Как бы ни было сложно, на первый взгляд, действие, выполняемое человеком, оно всегда имеет линейный последовательный характер. Комплексность действий создаёт иллюзию сложности, но сознание может в один момент производить только одно контролирующее действие, т.к. от этого однозначного контроля зависит однозначность запоминания ситуации.

Всё, что происходит под действием сознания является контролем над идеальностью производимых действий. Мышление тренируется воспринимать мир и сознание всегда формирует самый верхний слой знаний.

Сознательный контроль необходим для создания контролирующей связки "конкретика восприятия-конкретика мышц". Которая закрепляется как автоматическая реакция, умение. Здесь так же присутствует попарная группировка умений.

Суть автоматизации действий, ассоциации, заключается в автоматическом контроле (без вмешательства корректирующего сознания) одной абстракции над другой, который отточил сознательный контроль над действием.

Например. Ребёнок научился брать неподвижные предметы. Он уже умеет позиционировать свою руку для того, чтобы взять предмет в определённом месте и умеет узнавать предмет. Когда перед ребёнком возникает новая задача - поймать летящий предмет, он применяет умение "брать" без сознательного контроля и терпит ошибку. Предмет пролетает сквозь руки и только после этого руки смыкаются. Сам факт ошибки призывает на помощь сознательный контроль. Сознание вносит многозначность в действия, правильное решение начинает подбираться исходя из других автоматических знаний или стохастически. Ребёнок догадывается, формирует гипотезу, что если брать предмет, который находится на подлёте, то сомкнув руки он возмёт его в нужный момент. Несколько раз повторённая последовательность "увидеть предмет там - сомкнуть руки" закрепляется автоматически. Так же как ранее было закреплено умение брать неподвижные предметы. Сознание направляется для исправления других ошибок, а умение ловить предмет, летащий с данной скоростью, становится автоматическим алгоритмом, ритуалом, ассоциацией.

Сознание - фактор эволюции системы знаний. Сознание соединяет в автоматические связки образы восприятия и образы воли. Наслоение знаний - пройденные этапы, наслоения поколений знаний, автоматизмов, сквозь которые человек осуществляет деятельность в разных направлениях.

Ассоциативно запоминаются не только множественно повторённые действия по активизации, но и действия по подавлению. Например, звук чихания при потугах на чихание, подавляет эти потуги, даже невзирая на их рефлекторный характер.

Осознаваемые действия ума являются тренировкой последовательности действий (оттачивается ритуал) перед её закреплением для последующего автоматического воспроизведения. Ритуалы вырабатываются и наслаиваются друг на друга как осадочные породы. Более глубокие приобретают характер бессознательной автоматической трудноменяемой привычки. Менее глубокие подвержены изменениям и носят характер временного параллельного процесса. Например, можно не контролировать сознательно дорогу под ногами, автоматически продолжая ходьбу, чтобы сознательно отвлечься на звонок мобильного телефона. В данном случае могут возникать ошибки от отсутствия сознательного контроля над ситуацией. Самый верхний слой осознанного формирования ритуала это обычное осознание текущего состояния реальности. Каждый осознанный акт восприятия является тренировкой, выработкой последовательности действий. Поэтому любое восприятие запоминается и может быть воспроизведено, как память прошлых событий. Если же сознательного контроля не было то ситуация не запоминается (например, сложно вспомнить поставил ли зубную щётку с утра в стакан, если сделал это автоматически).

Гипотезогенезом и ассоциациями можно объяснить любое проявление запоминания чего-либо человеком.