Мотивы поведения человека

Интеллект человека, в самом общем понимании, выполняет одну функцию - направляет в пространстве движение, направленно диссипирует энергию. Если сравнить, скажем, всплеск воды с деятельностью человека, то в общем представлении человек будет отличаться тем, что концентрирует свои движения в некотором направлении пространства, что мы и называем целенаправленным интеллектуальным поведением. Это целенаправленное (сконцентрированное) освобождение энергии, для целей данной статьи, разделим условно на две категории:
1. Автоматическое - отработанное, натренированное действие, не требующее вмешательства сознания;
2. Сознательное - действие, вырабатываемое в новых ситуациях сознательным контролем, сознательной тренировкой.

Автоматическую деятельность человека удобно представить в виде шкалы, на одном конце которой будет деятельность, отработанная эволюцией и закреплённая жёстко в физиологии организма, назовём это - рефлекс. Например, регуляция температуры, давления крови, иммунитет. С другой стороны шкалы, автоматизмы, приобретённые в процессе сознательного контроля самого человека, например ходьба, правописание, речь, назовём это - ритуал. Рефлексы и ритуалы переплетены между собой, поэтому провести между ними точную границу невозможно и не нужно. Рефлексы дополняют ритуалы (например, рефлекс равновесия помогает ритуалу ходьбы), а ритуалы расширяют функции врождённых рефлексов (например, рефлекторное чихание в ритуально носимый платок удобнее, чем просто чихание).

Сознательное действие - это деятельность осознающего интеллекта в новой для себя ситуации, который создаёт шаблон поведения (т.е. направление освобождения энергии), отрабатывает его, переводя, тем самым, в категорию автоматической деятельности - ритуал. Все ритуалы создаются только сознательным контролем.

автоматическая деятельность = рефлексы + ритуалы
сознательная деятельность = деятельность по формированию ритуалов


Такое разделение на автоматическую и сознательную деятельность удобно только для очерчивания того понятийного пространства, в рамках которого я хочу излагать дальнейшую траекторию мысли, но фактические механизмы, которые реализуют рефлексы, ритуалы и сознательное поведение, скорее всего, идентичны и не позволяют провести точную границу между физиологией и сознанием.

И сознательная и автоматическая деятельность подчиняется общей универсальной схеме:
1. Интеллект накопил энергию, которую необходимо рассеять, освободить (диссипировать).
2. Есть условия (контекст) срабатывания автоматического действия или действия сознания.
3. Энергия освобождается в соответствующем направлении.
4. Потенциал энергии интеллекта снижается.


Как врождённые автоматические действия (рефлексы), так и приобретённые автоматические действия (ритуалы) - это действия психической сферы человека. Что это значит.

Психика постоянно автоматически формирует контекст ситуации, т.е. располагает в субъективном пространстве человека предметы, термины, ощущения (назовём всё это образами), то, что может являться условием какого-либо автоматического действия. Психика автоматически моделирует ситуацию. Это формирование автоматично и само по себе является рефлексом. Человек не может, глядя на дерево, сознательно заставить себя увидеть вместо дерева автомобиль или глядя на слово не прочесть его, или не понять его смысл.

Контекст - это конкретный набор пространственно ориентированных образов, которые являются условиями (факторами, причинами, стимулами, аспектами, нюансами, обстоятельствами) срабатывания автоматического действия (рефлекса или ритуала) в некотором конкретном направлении.

Таким образом, и рефлексы и ритуалы - это действия, автоматически воспроизводимые психикой при определённом контексте.
Пример 1. В горле застрял кусок пищи, это контекст. Вегетативный интеллект, будучи активным, освобождает энергию в направлении рефлекторного действия - человек кашляет.

То же происходит и при выполнении натренированного сознанием действия.
Пример 2. В троллейбусе необходимо закомпостировать талончик (это контекст). Интеллект, будучи активным, освобождает энергию в направлении ритуального действия - человек компостирует талончик.

Одними из самых частых образов в контексте являются образы боли и удовольствия. Подавляющее большинство людей вырабатывают сознательной тренировкой, сознательным контролем, ритуалы, которые ведут к возникновению к контексте образа "удовольствие" и считают ошибочными ритуалы, ведушие к появлению в контексте образа "боль".

Все рефлексы, как доказывает наблюдение, следуют одной цели - сохранение системной целостности организма, т.е. максимально долгому выживанию (или максимально длительному умиранию, как сказали бы тифоаналитики) организма с целью физиологической эволюции. Кашель, регуляция давления крови, половые рефлексы - все эти автоматические действия отработало "сознание эволюции" для того, чтобы сохранить организм, популяцию клеток в форме целостного организма. Боль и удовольствие - это важные образы, которые возникают в контексте человека как наследие исторического процесса эволюции, как основные условия срабатывания рефлексов и ритуалов, основная цель которых - самосохраниться.

Здесь важно отметить, что человек формируя сознательный ритуал избежания боли, например ношение одежды в холодную погоду, делает это не вынужденно, а путём выбора. Т.е. человека ничто не вынуждает однозначно избегать боли, теоретически он может выбрать поведение, которое будет стремить человека к боли. Также ничто человека не принуждает к удовольствию, это его сознательный выбор, который фиксируется ритуалом, входит в привычку.

Сознательная деятельность отличается от автоматической только тем, что контекстом (условиями) срабатывания сознания является новизна контекста, т.е. фактическое отсутствие достаточных условий для автоматического действия (рефлекса или ритуала), которое именно сознанию необходимо выработать в данной новой ситуации, что само по себе уже есть автоматическое действие. Другими словами, автоматическое действие это реакция на некие конкретные (известные, тривиальные) условия, а сознательное действие - это реакция на новизну. Можно сказать, что действие сознания - это рефлекс на новизну.

Поскольку двух идентичных контекстов практически не бывает, любой контекст содержит в себе как привычность, так и новизну, и поскольку психика всегда имеет потенциал энергии для диссипации, мы осознаём свой контекст постоянно. Т.е. постоянно осознаём ту ситуацию, в которой находимся. Сознание постоянно пытается выработать поведение, которое наиболее подходит в данной ситуации. Сознание всегда собирает из уже готовых кусочков рефлексов и ритуалов новый ритуал.

Ритуал, это всегда последовательность действий, поэтому людям свойственны последовательности: общение последовательностями (речь и текст), создание алгоритмов, технологических процессов, логик, правил, законов - что в сущности одно и то же - ритуалы.

Здесь мы приходим к ключевой части изложения - это условия сознательного выбора. Если отбросить рефлексы, которые стремятся сохранить организм, если отбросить ритуалы, как уже готовые автоматические привычки, то чем остаётся руководствоваться сознанию при выборе направления освобождения своей энергии в условиях новизны (неопределённости, неизвестности)?

Я склоняюсь к мысли (делаю свой сознательный выбор направления), что сознание формирует ритуалы, следуя трём условиям:
1. Врожденному рефлексу достаточности (красоты, гармонии), который определяет предпочтительные пропорциональные пространственные отношения в любом контексте.
2. Случайно выбранной цели, направлению в любом контексте (понятийном, образном пространстве).
3. Предсказанию контекста.

Такой взгляд объясняет, почему люди настолько разнятся своими целями, но настолько схожи в методах их достижения. Если человек попадает в новую ситуацию, то он стремится освободить энергию в направлении той цели, которую когда-то случайно себе поставил, достаточным (красивым) способом путём подбора такого ритуала, который предсказуемо приведёт к этой цели.

Целью человека может быть любой образ, понятие - направление в контексте. Это может быть банальное самосохранение или, что-то более необычное, например, планета Марс или власть над миром. Подавляющее большинство людей не отходят далеко в своих целях от целей организма. Особенно это характерно для женщин, заботящихся приоритетно о материальных целях.

Цель для создаваемого ритуала ставит сознание. Сознание же его и собирает. Как только ритуал собран, повторен и закреплён в памяти, он становится, фактически, бесцельным, бессмысленным. Он срабатывает не потому, что направлен на какую-то конкретную цель, а потому, что он срабатывает при определённых условиях и цель достигается автоматически. В этом суть ритуала, чтобы достигать цели фактически не ставя её сознательно, не привлекая сознание к тем целям, достижение которых уже автоматизированно. Сознание может только затормозить готовый ритуал либо создать новый. Можно сказать, что сознание валидирует цель, а ритуал её верифицирует. Сознание "смотрит" в будущее, а ритуал в прошлое.

Человек достигает болезненной фрустрации, когда достигает свою жизненную цель, "выполняет свою миссию" т.к. попадает в ситуацию неопределённости. Именно поэтому необходимо постоянно иметь перспективную цель, например, мировая справедливость. Чётко поставленная цель (направление) будет выводить сознание из тупика неопределённости в ситуациях новизны.

Нельзя утверждать, что та или иная цель, поставленная человеком, абсолютно плоха или абсолютно хороша. Можно только судить, насколько человек, достигающий своей цели, мешает или помогает нам достигать своих целей, которые мы когда-то случайно выбрали.

Любопытным является тот факт, что сознание тесно связано с коммуникацией между людьми, что позволяет предположить не полную случайность сознательных целей. Возможно в этой "случайности" проявляется некий рефлекс сохранения системной целостности организма-общества, частью которого мы все являемся. Ведь именно для этой цели я, например, излагаю здесь эту статью.

Учитывая тот факт, что на протяжении жизни человек может случайным образом менять свои глобальные цели, в психике закрепляются ритуалы, созданные в направлении тех целей, которые были актуальны в момент их создания. Но поскольку ритуалы сохраняются практически на протяжении всей жизни, человек с возрастом может демонстрировать противоречивое поведение, когда ритуал или рефлекс, направленный на достижение одной цели, автоматически активируется в текущем контексте и противоречит (несонаправлен) другой цели, которая актуальна для человека в данный момент.

Сознательные действия более энергозатратны, чем действия ритуалов и рефлексов. Возможно по этой причине более короткий ритуал (бритва Оккама) предпочтительнее более длинного (неоптимального). В связи с чем постоянно происходит редукция ритуалов, укорочение (оптимизация). Возможно для того, чтобы больше времени и энергии оставалось сознательной деятельности.

Подводя итог можно заключить, что человек в первую очередь мотивируется избытком энергии, которую необходимо освободить - это самый верхний уровень мотивации. На ступеньку ниже стоит стремление к новизне, т.к. именно при новизне сознание работает, освобождает эффективно энергию и открывает новые возможности для достижения целей. Ещё на ступеньку ниже стоят конкретные цели, которые человек ситуативно (но с учётом врождённого представления о красоте) сознательно ставит перед собой и достигает путём автоматического применения выработанных малозатратных ритуалов.

Безусловное освобождение энергии создаёт -> стремление к новизне, которое позволяет открыть новые возможности для -> стремления к красоте.

Детали

Ритуалы и рефлексы - это всегда последовательности. По той причине, что сознание обладает только одним инструментом для формирования ритуала - это внимание. Направляя внимание, сознание последовательно выбирает кусочек за кусочком те действия, которые намеревается связать в автоматический ритуал.

Если рассматривать чисто психические (не телесные) действия, то можно выделить такие автоматические и сознательные механизмы:

автоматические психические функции:
- создание образа
- создание контекста из образов
- запоминание (образа и ритуалов)
- забывание
- удаление из контекста неактуальных образов
- автоматическое воспроизведение ритуалов и рефлексов

сознательно контролируемые функции:
- удержание и перевод внимания
- выбор направления, цели
- подавление активных ритуалов и рефлексов

Фактически любой ритуал складывается только из тех кусочков, которые подвластны сознанию. Типичный ритуал выглядит примерно так: "перевести внимание туда - удержать внимание - подавить там-то такой-то ритуал - перевести внимание туда",

Путём перевода внимания сознание обуславливает автоматическое изменение контекста, что приводит к автоматическому срабатыванию уже готовых ритуалов и рефлексов.

Перевод внимания на мышцы фактически приводит к рефлексу их сокращения, что мы привыкли называть "волей". В сущности, нет никакого отличия для сознания в том, чтобы направить внимание на активацию мышцы или на подавление какого-то ритуала - и то и другое является способом освободить энергию, произвести движение.

Удобно рассматривать предсказывающую работу сознания по универсальной схеме - сознание предсказывает ошибки и исправляет их до момента фактического совершения. Ошибка - это направление освобождения энергии, отличное от направления, выбранного сознанием как цель. Если выработанные ритуалы и рефлексы приводят к отклонению от цели мы имеем дело с ошибкой.

Сознание обнаруживает новую ошибку всегда после момента её совершения. Для сознания это новый контекст, например, привычка поворачивать ключ по часовой стрелке, может приводить к ошибке при необходимости закрывать другой замок. После ряда таких фактических ошибок ("тренировки ошибки") осознание этой ошибки становится ритуалом и может быть предсказано сознанием до момента совершения, подавлено и выработан новый ритуал. Взирая на то, что целью сознания есть направление в пространстве, а результатом ритуала есть тоже направление в пространстве, работа сознания в основном заключается в том, чтобы сравнивать предсказываемую ошибку с предсказываемыми ритуалами. В случае достаточности отклонения - сознание не активируется.

Новая ситуация - это всегда ошибка. В мышлении всегда есть какой-нибудь автоматический ритуал, который активен в данный момент. В сущности ошибка, это применение некоего ритуала в несоответствующих условиях. Ошибкой мы это осознаём, если ритуал фактически привёл не к той цели, которую ожидаем. Повтор ошибочного ритуала само по себе становится ритуалом, целью которого является, естественно, ошибка, которая как цель становится предметом предсказания. Как только ошибка стала предметом предсказания она может быть подавлена сознанием и выработан новый ритуал. До тех пор пока ошибка не стала предметом предсказания выработать лучший ритуал невозможно, можно только исправлять последствия ошибки (через соответствующий ритуал).

Условием (образом), который входит в состав контекста и может служить ключевым фактором срабатывания того или иного ритуала является время, прошедшее между двумя контекстами. Интересно отметить, что сам факт появления времени в контексте зависит от того, насколько новым является этот контекст. С возрастом человек всё больше основывает своё поведение на автоматически ритуалах и всё меньше формирует сознательно новые ритуалы, что осознаётся как быстрый ход времени. Это может означать, что между включениями сознания (рефлекса новизны) проходят всё большие промежутки времени. Всё остальное (бессознательное) время занимают действия автоматических ритуалов.

Как ни странно самой главной проблемой в решении задачи создания искусственного интеллекта является проблема автоматического создания образа.

Проблема эта находится на стыке материализма и солипсизма, физического и духовного, автоматического и сознательного.

Есть эвристика, что формат образа должен соответствовать той цели, ради которой он существует. В рамках предложенного в данной статье подхода образ является составляющим наполнением контекста, который, в свою очередь, является условием направления действия в пространстве в соответствии с произвольной целью выбранной сознанием. С другой стороны образ формируется рефлекторно, а значит, подчиняется цели всех рефлексов - сохранить целостность.

Образ и контекст - неразделимы. Нельзя провести точную границу между образом и контекстом. Любой образ контекстуален, любой контекст образен. В течении жизни образы человека претерпевают деление (дифференциацию), наподобие того как делится и дифференцируется зигота. Дифференцированные в пространстве образы соединяются, образуя другие образы и контексты. Довольно условно можно заключить, что образ - это часть контекста, которая часто входит в другие контексты, т.е. соединяется с другими образами. Иначе можно сказать, что связный контекст разрушается на суб-контексты, каждый из которых устойчив и является образом.

Итого, образ - это эволюционирующая целостность, позволяющая направить энергию в пространстве.

Напоследок хочу привести несколько соображений по поводу императива пространственного ориентирования в деятельности интеллекта. Есть сведения о прямой корреляции между размерами гиппокампа и объёмом знаний человека об окружающем пространстве. Образные знания человека (помимо чистых навыков и умений - рефлексов и ритуалов), судя по всему, представляют собой масштабируемую карту, которая позволяет человеку освобождать энергию в целевом направлении в каждом конкретном контексте наиболее точно. Подтверждением тому, что мысли текут пространственно ориентированно (помимо того, что наиболее частым вопросом по мобильному телефону является "ты где?") могут служить красноречивые "геометрические" и "кинетические" формы речи:
сфера знаний
направление рассуждений
провести параллели
опираясь на рассуждение
в крайнем случае
исходя из этого
так мы приходим к выводу о
под таким углом зрения
точка зрения
в основе лежит
ходить вокруг да около
близко по смыслу
исходные данные
вывод
расставить всё по местам
не к месту
ограничение
введение в [физику]
имеет место быть
где-то в [15:00]
откуда ты знаешь?
директор [to direct - направлять]
приблизительно
зайти в тупик [в рассуждениях]
плоскость интересов
склоняться к мысли
вступить в дискуссию
вынести урок
пройтись по пунктам
зачем?
к чему?
многосторонняя постановка вопроса


Дальнейшее направление рассуждений я усматриваю в детальном раскрытии вопросов конкретных механизмов памяти и обеспечения инвариантности образов и контекстов.

Обсуждение на "GotAI"